Курсы на 18.08.2018

Покупка Продажа ЦБ РФ
USD 66,70  68,35  66.8757
EUR 76,00  78,95  76.1848
Покупка Продажа ЦБ РФ
AU 2 434,00  2 637,00  2530.03
AG 30,27  32,80  31.52

Обращаем ваше внимание, что курсы валют банка могут меняться в течение дня. Подробнее

Запросить персональный курс

Георгий Победоносец
Номинал 50 руб. 3 руб.
Металл Золото Серебро
Содержание чистого металла, гр. 7.78 31.1
Покупка 0,00  0,00 
Продажа 0,00  1 500,00 
Вес, гр. Покупка Продажа
AU 5 0,00  0,00 
10 0,00  0,00 
20 0,00  0,00 
50 0,00  0,00 
100 0,00  0,00 
250 0,00  0,00 
500 0,00  0,00 
1000 0,00  3 142 776,60 
AG 500 0,00  0,00 
1000 0,00  46 728,00 
PT 10 0,00  0,00 

Опыт внедрения аналитической платформы Oracle BI в ОАО «УралТрансБанк»

02.08.2013

Андрей Спицин, Первый заместитель председателя Правления ОАО «Уралтрансбанк»
Алексей Рожнев, руководитель IT-проектов ОАО «Уралтрансбанк»

По мере роста предприятия накапливается большой объем данных, проанализировав которые представляется возможным выявить, что же является залогом успешной работы и развития. Ввиду того, что эти данные, как правило, разрознены по различным системам, собирать и анализировать их является трудоемкой задачей. Наиболее оптимальным решением этой проблемы является внедрение хранилища данных (DWH) и системы бизнес-аналитики (Business Intelligence), которая позволяет свести данные воедино и предоставляет целый ряд инструментов для их анализа и создания отчетов.

Одной из таких систем является Oracle Business Intelligence (Oracle BI). Одним из основных преимуществ данной системы перед другими аналогичными системами является гибкость настройки связей между таблицами данных и, как следствие, сравнительно быстрая выгрузка отчетов.

Инициатором проекта по внедрению аналитической платформы для управленческой отчетности в ОАО «Уралтрансбанк» выступила IT-служба банка в 2010 г. Предпосылки данного решения:

  • необходимость формирования отчетов одновременно из различных информационных систем (АБС) банка;
  • возрастающая потребность пользователей в аналитике и, как результат – увеличение нагрузки на IT-отдел;
  • высокий уровень потребности руководства в оперативных «разовых» выгрузках актуальной информации;
  • высокая нагрузка на учетные (транзакционные) АБС при выборке необходимой информации.

Ключевой задачей на первоначальном этапе была организация структуры хранилища данных для его последующей синхронизации с АБС оперативного учета. В качестве ELT-платформы было выбрано решение Oracle Data Integrator (ODI), которое являлось промышленным и полностью удовлетворяло необходимым требованиям по загрузке и обновлению данных в хранилище. Выбор именно ELT (Extract, Load and Transform) решения был неслучаен – исходя из первоначальных требований, использование дополнительной базы данных для трансформации исходной информации и преобразование ее к виду и структуре хранилища не требовалось, данные загружались непосредственно в хранилище и уже там преобразовывались в необходимый вид. Другими словами, staging area была реализована на стороне хранилища. Общая структура ELT-процессов изображена на рис. 1.

Рис. 1. Схема ELT

Первоначально в рамках ODI были настроены интерфейсы для загрузки данных по кредитному портфелю банка, платежам, клиентам, счетам. Интерфейсы исполнялись с различной периодичностью, в зависимости от целевых бизнес-задач.

Логическая модель хранилища данных была настроена средствами Oracle BI, результатом этой работы стало построение нескольких предметных областей (витрин) по кредитованию, лицевым счетам и платежам клиентов. Конечные управленческие отчеты разрабатывались с помощью Oracle BI Answers («Ответы») – инструмента, который представляет платформу для интерактивного построения отчетов и имеет интуитивно-понятный web-интерфейс. Для «продвинутых» бизнес-пользователей был предоставлен доступ к средствам самостоятельного построения отчетов в Oracle BI Answers, что уменьшило нагрузку на IT-отдел.

Отправной точкой создания отчета является предметная область, содержащая в себе набор категорий и показателей, которые объединены в модель данных по одной из классических схем – «Звезда» или «Снежинка». Бизнес-аналитик выбирает объекты, которые хочет видеть в отчете, и накладывает различные фильтры для вывода данных. Особенностью Oracle BI 10-й версии является отсутствие возможностей для построения отчетов из нескольких предметных областей с использованием join-связей. В таком случае единственным выходом является реализация сложносоставного отчета, который является, фактически, объединением нескольких выборок.

На первоначальном этапе проекта была реализована автоматическая рассылка управленческой отчетности менеджерам банка. Компонент Oracle BI Delivers позволяет отсылать отчеты на e-mail или присылать SMS-сообщение на телефон с уведомлением о готовности отчета. Настройка такой рассылки сводится к работе с iBots, которая не требует программирования, и создать iBot может как программист, так и бизнес-аналитик, обладающий на это правами. Настроить рассылку можно так, чтобы сотрудник определенного подразделения получал информацию только по своему подразделению, с использованием динамической фильтрации выборок. Кроме того, пользователь мог сам подписаться на рассылку определенных отчетов.

Результатом этого этапа являлось то, что сотрудники на регулярной основе стали получать отчеты, у этих отчетов стали появляться новые «подписчики», принцип такой работы набирал популярность, и появилась необходимость расширить хранилище данных на другие продукты банка. В 2011 году программистами банка были разработаны такие предметные области Oracle BI Answers как «Депозиты физических лиц», «Депозиты юридических лиц», «Расчетно-кассовое обслуживание», «Конверсионные сделки», «Межбанковские кредиты» и др.

С ростом потребности в различных отчетах ситуация стала доходить до того, что некоторые бизнес-пользователи, проверив электронную почту, могли видеть в ней порядка двадцати отчетов. Этот факт осложнял анализ полученной информации потому, что сотрудник мог элементарно запутаться в файлах с отчетами.

Следующим шагом внедрения системы бизнес-аналитики Oracle BI в Уралтрансбанке стал переход от плоской аналитики к интерактивной, когда рассылка отчетов отходит на второй план или вовсе становится не актуальной. Это было достигнуто при помощи модуля Oracle BI Interactive Dashboards («Интерактивные информационные панели»), который представляет из себя набор заранее подготовленных отчетов, сгруппированных по определенной бизнес-логике. Эти отчеты должны быть сформированы, в модуле Answers и один и тот же отчет в информационных панелях может быть представлен в виде таблицы, сводной таблицы, диаграммы или бегущей строки. Interactive Dashboards предоставляет пользователю набор интерактивных отчетов по определенной области деятельности предприятия, ознакомившись с которой, можно легко оценить текущую ситуацию и принять своевременное управленческое решение, например, поощрение экономистов премией за выполнение плана по выдаче кредитов с целью их мотивации к дальнейшей работе. Также сотрудники банка стали обеспечены системой навигации по отчетам в рамках конкретного представления, с возможностью перехода к отчетам, содержащим более детализированную информацию, что позволяет, к примеру, увидеть сумму выданных кредитов в подразделении по клиентам. Группировка же наборов отчетов на панели предлагает возможность разграничения прав доступа как к отдельным отчетам, так и в целом к информационным панелям. Пользователь может самостоятельно выгружать тот или иной отчет в удобном для последующего изучения формате (PDF, XLS, PPT или HTML).

В результате совместной работы IT-подразделения и бизнес-аналитиков в конце 2011-го года на основной странице портала можно было наблюдать панели для руководителей точек продаж и для региональных управляющих с набором основных управленческих отчетов. В 2012-м году число потребителей аналитической информации, полученной с помощью BI-системы, стабильно возрастало, также как и количество отчетов на информационных панелях. Были сформированы отчеты, по которым сотрудники банка могли просматривать такую информацию, как эффективность работы своих подчиненных, расчет доходности точек продаж, количество продаж банковских продуктов и многое другое.

На сегодняшний день в системе Oracle BI разработаны отчеты по следующим направлениям бизнеса:

  • потребительские кредиты и кредиты малого бизнеса;
  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • депозиты;
  • банковские карты;
  • платежные документы, переводы, финансовые счета, баланс;
  • мероприятия по работе с клиентами, возврат долгов.

Наиболее востребованным отчетом является «Эффективность точек продаж», расположенный на информационной панели для руководителей подразделений. Этот отчет отражает данные о выполнении планов точками продаж по различным направлениям розничного и корпоративного бизнеса и служит для расчета премий руководителям точек продаж, согласно системе ключевых показателей эффективности (KPI). На экран выводится информация о фактических результатах выполнения планов офисами согласно заданному фильтру по дате. Данные обновляются на ежедневной основе, за счет этого возможно отслеживать динамику «полезности» (в конечном итоге — прибыльности) офиса в целом для банка. Также, руководитель офиса имеет возможность эффективно контролировать те направления бизнеса, которые замедляют рост продаж. Информация выводится по основным направлениям бизнеса банка – продажам розничных кредитов, кредитов юридическим лицам, непроцентным доходам, РКО и банковским картам.

Кроме этого, актуальным является отчет «Финансовый результат», где систематизирована информация об общей доходности банка в разрезе точек продаж: вырученная банком сумма за проценты по кредитам за заданный период, сумма за привлеченные ресурсы, сумма за комиссии по кредитам. Существует возможность просмотра расшифровки отчета по конкретному показателю в разрезе сотрудников. Располагать такими данными очень важно для своевременного принятия решения в стратегии развития бизнеса.

Отчетами в Oracle BI также пользуется персонал IT-подразделения. Отчеты расположены на информационной панели Управления информационных технологий, и каждый сотрудник может посмотреть, насколько эффективно он и его отдел справляется с заявками, поступающими в систему HelpDesk.

Основные достигнутые на текущий момент результаты проекта по внедрению хранилища данных:

  1. существенное снижение времени формирования отчетности пользователями, что достигается благодаря структуре хранилища данных – вся информация хранится в одном месте;
  2. группировка отчетов на web-портале Oracle BI;
  3. снижение нагрузки на основные АБС банка за счет уменьшения запросов на выборку данных.

Рис. 2. Диаграмма роста хранилища данных Oracle BI

В плане развития системы Oracle BI первоочередной задачей является повышение вовлеченности бизнеса в построение аналитической отчетности. Сейчас программистами банка ведутся работы по созданию универсальных конструкторов для формирования отчетов для того, чтобы любой пользователь системы смог самостоятельно построить отчет из доступного набора предметных областей.

На сегодняшний день можно сказать, что банк получил инструмент принятия оперативных и стратегических управленческих решений, который является неотъемлемым звеном ИТ-инфраструктуры любого крупного современного предприятия.


Журнал «Банковские технологии»